Звоните: +7 (926) 229 55 95;+7 (963) 654 10 87

Эмоциональная грамотность

Эмоциональная граммостностьПонятие "грамотность" по-разному определяется во времени и пространстве. Смысл его меняется вместе с требованиями, которые общество предъявляет к человеку.

Еще недавно человек считался грамотным, если был в состоянии написать свое имя. Навыки, которые  требует сегодняшний мир, резко усложнились.

Понятие грамотность "наполняется" не только знаниями, сколько приобретенным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности (Т. Брамельд, Дж. Брунер, Дж. Веллингтон, У. Древе, Э. Фурман). По мнению многих ученых развитых стран, "грамотность" с полным основанием может включать такие понятия, как "компьютерная грамотность", "политическая грамотность", "грамотность в области средств массовой информации" и т.д. (П. Берне, Дж. Брунер, X. Гарднер, Д. Калдерх, М. Коул, А. Поллард, П. Роберте).

Клод ШтайнерКлод Штайнер (ученик Эрика Берна и ныне всемирно известный ученый, психолог и педагог) разработал тренинг и дал определение эмоциональной грамотности: эмоции существуют; они — неотъемлемый аспект человеческой натуры. Все эмоции могут быть в огромной степени помогающими, позитивными и увеличивать нашу личную силу; и они же могут быть деструктивными и делать нас бессильными. Если мы эмоционально грамотны — это означает, что мы имеем эмоции, знаем, какие они и насколько сильны, и мы знаем, что вызывает их в нас и в других. Мы учимся, как, где и когда выражать их, и учимся, как их контролировать. Мы узнаем, как они действуют на других людей, и берем на себя ответственность за этот эффект. Когда мы эмоционально грамотны, то становимся мудрыми "дегустаторами" фактуры, аромата и вкуса эмоций, хороших и плохих. Мы позволяем навыкам  нашего Взрослого работать рука об руку с эмоциональными навыками, чтобы произвести желаемые перемены в своей жизни. Эмоциональная грамотность увеличивает нашу личную силу.  Она делает нас:  еще более лучшими родителями, партнерами, коллегами, учителями, министрами, бизнесменами, работодателями, коммерсантами, учеными, общественными деятелями и политиками.

Клод Штайнер установил принципы и развил тренинг эмоциональной грамотности в качестве практического применения транзактного анализа (ТА):

 АКСИОМА 1. Здоровое человеческое существо — это эмоционально отвечающее и ответственное существо, которое можно заставить чувствовать и которое отвечает за то, как он или она заставляет чувствовать других.

АКСИОМА 2. Эмоциональная информация абсолютно необходима для эффективного межличностного общения; без нее мы имеем только половину данных в любом комплексе транзакций.

АКСИОМА 3. От эффективности межличностного общения зависит уровень продуктивности человека и его личностная сила (Goleman, 1995).

Чтобы развивать эмоциональную грамотность, мы нуждаемся в сотрудничающем окружении, таком, как поддерживающая группа или отношения любви, в окружении, в котором другие заинтересованы в эмоциях и стремятся признавать взаимную ответственность, которую мы несем за чувства друг друга и их причины.

Существуют четыре категории эмоциональных обменов по возрастанию уровня эмоциональной грамотности, которые возможно учитывать и использовать:

1. Разрешение (закладка фундамента):

а) спрашивание разрешения о вовлечении в эмоционально насыщенное взаимодействие;

б) договаривание об участии в эмоционально насыщенном взаимодействии.

 2. Поглаживание (раскрытие сердца):

а) способность давать другим или самим себе позитивных поглаживаний;

б) просьба о поглаживаниях;

с) принятие  поглаживаний, которые для нас желательны, или отвергание нежелательных поглаживаний.

 3. Информация (действия, чувства, мотивы):

а) уточнение чувств:

- рассказывание людям, без осуждения или обвинения, о чувствах, которые их действия вызвали в нас;

- отбрасывание чувств стыда, вины или гнева, и принятие (без включения механизмов сопротивления) того, что наши действия вызвали определенные чувства в другом человеке;

 б) страхи и подозрения:

- сообщение другим людям, без обвинений и осуждения, о страхах и подозрениях (фантазиях), которые их действия вызвали в нас;

- признание этих страхов и подозрений (без сопротивления) и поиски зерна правды в наших действиях, которые могли бы быть их легитимным источником.

 4. Ответственность (компенсация вреда):

а) признание, что мы действовали таким способом, который требует извинения  и просьба о прощении;

б) принятие или отвержение извинений, прощение или отказ простить

 и просьба об изменении поведения.

Последовательность этих различных эмоционально грамотных транзакций указывает на возрастающий уровень их сложности. Только первая транзакция — разрешение взаимодействовать эмоционально — обязательная, как это представлено здесь. Все другие включаются в зависимости от ситуации. Специфические процедуры, включенные в каждую из этих категорий эмоционально грамотных транзакций возрастающей сложности, описаны и в других трудах (Steiner, 1986).

Эмоциональная грамотность - поддержкаДля каждой ступени обучения эмоциональной грамотности требуются три базовых элемента: безопасное, сотрудничающее окружение, достигаемое с помощью контракта о сотрудничестве; комплекс эмоционально грамотных обучающих транзакций и группа из двух или более человек, которые заинтересованы в повышении эмоциональной грамотности.

Все три элемента необходимы для обучения эмоциональной грамотности; любые два из них не являются достаточными. Наличие транзакций и группы людей не является достаточным без защищающего окружения, в котором люди могут чувствовать себя в безопасности, обсуждая свои эмоции честно и свободно. С другой стороны, безопасное окружение и заинтересованные люди без направленных, эмоционально грамотных транзакций также не будут в отдельности обеспечивать эмоциональное научение. Также не будет и любая ситуация без людей, заинтересованно включенных в обучение эмоциональной грамотности, иметь сколько-нибудь значимую ценность. Поддержка и поглаживания являются важным инструментом эмоциональной грамотности участников образовательного процесса.

Статьи по теме:

Расскажите друзьям:

  1. Нет комментариев


  2. Оставить комментарий

Яндекс.Метрика